Джеймс Дьюитт Янси (также известный как J Dilla/Jay Dee/Dilla Dawg) родился 7 февраля 1974 года в Детройте, Мичиган. Этот американский продюсер и MC, который появился на андеграунд сцене в середине 1990-х, оказал огромнейшее влияние на хип-хоп музыку во всём мире.
Карьера Янси начиналась медленно, несмотря на то, что он высоко ценился среди групп и MC, которых он продюсировал, что было довольно странно, поскольку это были такие известные личности, как: Common, Busta Rhymes, A Tribe Called Quest и The Pharcyde. Он входил в состав Slum Village (их дебютный выпущенный альбом «Fantastic, Vol. 2»).
В начале 2000 сольная карьера Янси начала улучшаться. Выходит дебютный сольный альбом «Welcome 2 Detroit». Одновременно выходит совместный альбом с Madlib — «Champion Sound», который резко увеличивает интерес публики к обоим музыкантам. Его музыка стремительно набирала обороты, но в 2006 году Янси умер от заболевания крови.
После его смерти (см. ниже) хип-хоп сообщество сосредоточилось на музыке и изображениях Jay Dee. Многие из музыкантов, с которыми работал Янси и большая группа последователей, выразили своё почтение и предложили свою поддержку семье покойного музыканта. Музыка Янси возродилась, и получила гораздо больше слушателей, чем при его жизни, частично из-за СМИ. Хотя было выпущено несколько посмертных альбомов, и ещё часть запланировано, количество нереализованного музыкального материала остаётся неопределенным.
Джеймс Янси был вторым по старшинству из четырёх детей после старшего брата Эрла. Также у него была младшая сестра и младший брат Джонни (MC/продюсер, известный как Illa J). Семья жила в Детройте. Он унаследовал обширные музыкальные знания от своих родителей (его мать — бывшая оперная певица, а отец был джазовым басистом). Со слов его матери, он чувствовал хорошую гармонию в возрасте двух месяцев, к изумлению друзей музыканта и родственников. Он начал собирать винил в возрасте двух лет.
Наряду с широким диапазоном музыкальных жанров, Янси развивал страсть к хип-хоп музыке и собрал рэп-группу под названием Slum Village с одноклассниками T3 (R.L. Altman), и Baatin (Titus Glover) в Средней школе Pershing. Он также поднял уровень beatmaking, используя простую кассетную дэку как центр его студии. В течение этих подростковых лет он остался в «голой комнате» с его постоянно растущей коллекцией пластинок, совершенствуя свои навыки. Позже, несколько лет спустя, при встрече с Pete Rock, он сказал: «Я пытался быть Вами».
В 1992 он встретился с музыкантом Amp Fiddler, который был впечатлен тем, что Jay Dee мог достигнуть с такими ограниченными инструментами. Amp Fiddler позволял Jay Dee пользоваться своим MPC, который тот изучил весьма быстро. В 1995 Jay Dee и MC Phat Kat сформировались в 1st Down и стали первой детройтской хип-хоп группой, которая подписала контракт с мейджор-лейблом (Payday Records) — сделка, которая была закончена после одного сингла, потому что лейбл закрылся. В том же году он записал альбом «The Album That Time Forgot» вместе с 5 Elementz (группа, состоящая из Proof, Thyme и Mudd).
К середине 1990-х Jay Dee был известен как «главная перспектива хип-хопа» благодаря написанию музыки для Janet Jackson, Pharcyde, De La Soul, Busta Rhymes, A Tribe Called Quest, сольного альбома Q-Tip и другим проектам. В большинстве этих композиций не упоминалось его имя, на виду было только Ummah (коллектив из битмейкеров, также включающий в себя Kamaal Ibn John Fareed (Q-Tip) и Ali Shaheed Muhammad (из A Tribe Called Quest), и позднее Raphael Saadiq из команды Tony! Toni! Tonй!). Под этой эгидой Jay смог поработать со знаменитостями R&B и хип-хопа, производя в большом количестве оригинальную музыку для песен и ремиксы для Janet Jackson, Busta Rhymes, Brand New Heavies, Something For the People, трип-хоп исполнителей Crustation и многих других. В 1995 выходит альбом группы Pharcyde «Labcabincalifornia», большинство из песен на котором спродюсированы Jay Dee. Наибольший размах был достигнут в 1997, когда Janet Jackson получила Грэмми за спродюсированную им песню «Got 'til It's Gone», с альбома «The Velvet Rope».
Jay Dee был также членом-учредителем битмейкерского коллектива Soulquarians (наряду с Ahmir «?uestlove» Thompson, D'Angelo и James Poyser), который зарабатывал ему ещё больше признания. Он впоследствии работал с Erykah Badu, Talib Kweli и Common (с его альбомом-прорывом «Like Water for Chocolate»).
Как соло исполнитель он дебютировал в 2001 с синглом «Fuck the Police», предшествующем альбому «Welcome 2 Detroit», который был выпущен независимым английским лейблом BBE. В 2001 Jay Dee меняет псевдоним на «J Dilla» (чтобы его не путали с Jermaine Dupri, который использовал похожий псевдоним «J.D.»), и покидает Slum Village, чтобы начать сольную карьеру на MCA Records.
В 2002 Dilla продюссировал альбом Frank'N'Dank «48 Hours», однако он никогда не был издан и дошёл до публики только в качестве бутлега. Когда Dilla и Frank’N'Dank закончили работу над альбомом, MCA Records попросили сделать альбом с более коммерческим оттенком. Музыканты перезаписали большинство треков, но ни первая, ни вторая версия альбома так и не дошёл до публики. Dilla был разочарован тем, что музыка не смогла добраться до поклонников.
Dilla подписал контракт на сольник с MCA Records в 2002 и закончил альбом в 2003. Дилла представлен на альбоме большей частью как MC. Для написания музыки он пригласил своих любимых продюсеров, таких как: Madlib, Pete Rock, Hi-Tek, Supa Dave West, Kanye West, Nottz, Waajeed, Quebo Kuntry (J. Benjamin) и др. Выпуск альбома был отложен из-за внутренних перемен в MCA, и ёё вливанием в Geffen Records. В 2007, в видеоинтервью DJ House Shoes, друг Янси, заявил, что альбом официально выйдет на Stones Throw Records в 2008. В апреле 2008 альбом, названный «Pay Jay», просочился в массы.
Пока MCA Records решали свои проблемы, Дилла закончил работу над альбомом «Ruff Druft», вышедший на немецком лейбле Groove Attack. Хотя альбом уже был немного известен, он сигнализировал изменение в звуке и отношении, и с этого момента все альбомы Dilla стал выпускать на независимых лейблах звукозаписи. В интервью 2003 года с Groove Attack Dilla говорил об этой смене направления: «Вы знаете, если у меня был выбор, я бы пропустил мейджор-лейблы, и сам бы выпускал альбомы... Поверьте мне! Я обращаюсь к каждому: делайте все сами, и только потом идите на независимые лейблы. Для подписания контракта вам придется ждать, и это не шутка. Посмотрите на меня — сейчас я на MCA Records, но несмотря на это я чувствую себя как музыкант без лейбла. Это круто, в этом благословение, но, черт возьми, когда же мой альбом выйдет, в конце концов?! Все уже давно готово, сколько можно ждать??»
В 2002 продюсер и MC из Лос-Анджелеса Madlib начинает сотрудничать с J Dilla, они формируют группу и называют её Jaylib. В 2003 году выходит их альбом «Champion Sound». Dilla переезжает в LA из Детройта в 2004 и участвует весной того же года в туре Jaylib. Болезнь и лечение вызвали в 2003 прогрессирующую потерю веса на несколько лет вперед, вынуждая его публично подтвердить предположение о его здоровье в 2004. Несмотря на более медленные выпуски релизов в 2004 и 2005, его культовый статус оставался сильным в пределах его основной аудитории, и это было очевидно. Интернет захлестнуло несанкционированное использование его «beat tape's» (инструментальные, и сырые рабочие материалы). Статьи в публикациях «URB» (март 2004) и «XXL» (июнь 2005) подтверждали слухи о слабом здоровье и госпитализации во время этого периода, но сам Dilla все отрицал. Серьёзность его состояния стала достоянием общественности в ноябре 2005, когда Dilla во время тура по Европе, выступал в инвалидном кресле. Позже стало известно, что он пострадал от TTP, редкой болезни крови, и возможно волчанки.
К глубокому сожалению, J Dilla умер 10 февраля 2006, спустя три дня после его 32-ого дня рождения в его доме в Лос-Анджелесе, Калифорния. Согласно его матери, Maureen Yancey, причиной была остановка сердца. Его последний альбом, названный «Donuts», был выпущен 3 днями ранее, 7 февраля 2006. Kanye West в своих комментариях по поводу выпущенного альбома назвал Jay Dee «королём драм-машины».
На момент смерти Диллы у него осталось несколько проектов, запланированных на выпуск в ближайшем будущем. «The Shining», готовый на 75%, Karriem Riggins доделал после его смерти. Альбом вышел 8 августа 2006 на BBE Records.
«Ruff Druft» был переиздан как в виде CD/LP в марте 2007. Альбом содержит ранее невыпущенный материал и инструменталы. Также это было выпущено в формате аудиокассеты, воздавая должное грязному звуку Dilla Dawg.
Об альбоме «Jay Love Japan» объявили в 2005. Он предполагался как его дебютный выпуск на неизвестном лейбле.
«Champion Sound», совместный альбом J Dilla’s и Madlib’s был переиздан Stones Throw Records в июне 2007 в качестве 2CD Deluxe Edition с инструменталами и b-sides.
«Dillagence», mixtape из неизданных ранее треков с участием Busta Rhymes, продюсированных Dilla вышел в ноябре 2007. Busta был одним из самых ярых сторонников Диллы; на микстейпе Busta говорит, что, хотя имя Dilla не перечислено в каждом альбоме Busta, он действительно вносил свою музыку в каждый альбом Busta. Компиляция была сделана для свободной загрузки.
«Modern Day Gangstaz» (также известный как «The Ugliest» и «Dangerous MC's») — трек, спродюсированный Dilla с участием The Notorious B.I.G., Busta Rhymes и Labba, который первоначально появился в его оригинальной форме в конце 1990-х, а в конечном счете появлялся полностью в 2007. Однако последняя версия является переделкой — хотя там и используются те же куплеты The Notorious B.I.G., но бит уже другой, от Nottz.
«Pay Jay», невышедший альбом, записанный Диллой на MCA Records, появившийся в виде бутлега в 2008. Задуманный как демонстрация навыков Диллы у микрофона, бутлег содержит как и продакшн самого Jay Dee, так и Kanye West, Waajeed, Bink!, Supa Dave West, Nottz, Questlove, Karriem Riggins и Pete Rock.
«Yancey Boys», альбом младшего брата Диллы — Джона Янси (John Yancey), вышел в 2008 на Delicious Vinyl Records. Альбом был полностью спродюсирован J Dilla при участии речитатива его брата — Illa J. Stones Throw Records выпустила цифровую инструментальную версию в 2009.
«Jay Stay Paid», или «J$P» — альбом, составленный матерью Диллы, и его идолом Pete Rock. Включает в себя как ранние треки, так и более поздние работы. Несмотря на то, что альбом большей частью инструментальный на нём представлены Black Thought, Blu, Havoc, Illa J, Lil' Fame из M.O.P., MF DOOM и Raekwon.
В конечном счете, его смерть оказала значительное влияние на хип-хоп сообщество. Помимо бесчисленных трибьютов и концертов, смерть Jay Dee породила невероятный интерес к его творчеству, и, следовательно, влияние Диллы на написание хип-хоп музыки стало более чем очевидным.
Дэйв Чаппел (Dave Chappelle) посвятил ему свой фильм — «Dave Chappelle's Block Party», заявив в начале, что «этот фильм посвящается жизни и памяти J Dilla, иначе Jay Dee (James D. Yancey)». Фильм сосредотачивается главным образом на членах Soulquarians.
В мае 2006, мать Диллы объявила о создании «The J Dilla Foundation'» который создан для помощи людям, больным волчанкой (lupus).
Dilla оставил после себя двух дочерей.
В феврале 2007, через год после его смерти, Дилле присудили награду «Продюсер года» («Record Producer of the Year») на Plug Award's Artist of the Year.
Несмотря на эти почести, были зарегистрированы конфликты между его матерью и распорядителем его состояния Артуром Эриком (Arthur Erik) относительно будущих выпусков Dilla. На интервью с LA Weekly Erik описал, насколько трудно «защитить его наследство» из-за бутлегерства и неофициальных mixtapes. Он подчеркнул, насколько важно это было для состояния, чтобы собрать весь возможный доход, связанный с именем Dilla, поскольку Dilla должен был много денег из-за большого количества медицинских счетов в конце его жизни.
Несколько недель спустя мать Dilla’s, которая появилась на неофициальном микстейпе, таком как Dillagence Busta Rhymes’a, наживает новые проблемамы. В дополнение к заявлению Артура Эрика денежный доход от продаж Dilla’s стал полностью отделён от его семьи. Она заявила, что он запретил любому использование имени или названия «Dilla». «Одна из вещей, которые хотел Dilla, чтобы я сделала с его наследством, должна была быть помощь людям с болезнью, детям, которые были музыкально одаренными, но имели небольшую надежду из-за бедности. Я хотела использовать свои контакты, чтобы помочь людям и и это было раздавлено, потому что мы не были в согласии с государством и не было ничего, что мы могли делать с этим. Я - мать Jay Dee, и я не могу использовать имя Dilla или что-то похожее, но я знаю, что я все еще могу чтить его, делая его работу», - цитата его мамы.
Миссис Yancey также упомянула, что Erik был фактически бухгалтером Диллы, а не управляющим его делами в целом, и обязан своим положением, потому что она и Dilla были прежде всего обеспокоены его здоровьем а не с получением документов в заказе. Она также заявила, что друзья Диллы в сообществе хип-хопа, такие как Erykah Badu, Busta Rhymes, Madlib, Common и The Roots, связались с нею лично для будущих проектов с битами Диллы, но ситуация наложила вето на все будущие проекты, не законтрактованные до смерти Диллы. Она также подразумевала, что Dilla не будет поддерживать методы, такие как их преследование бутлегеров и акционеров файла.
Из-за долга Диллы правительству, семья не получает дохода от проектов. Дети Диллы поддерживаются социальным обеспечением, которое получает их мать. Мама Jay Dee все ещё живёт в том же самом Детройтском гетто, является все ещё рабочим по уходу за детьми в детском саде Conant и также страдает от lupus, той же самой болезни, которая убила Джеймса. Чтобы помочь заплатить стоимость лечения и держать её домашнее хозяйство на плаву, Delicious Vinyl пожертвовал все доходы от Jay Dee — «The Delicious Vinyl Years» госпоже Янси в 2007. В 2008 Giant Peach пожертвовал денег и выпустил mixtape милосердия на RenSoul.com. Несмотря на эти действия, доход вышел небольшой, поскольку Stones Throw только что выпустила футболку милосердия на своем веб-сайте.
В недавней статье относительно проблем семьи в журналах Vibe его мать сказала, что семья потеряла их старый дом в Детройте из-за её заботы о Dilla в его последние дни. Мать одного из детей Dilla’s, Monica Whitlow, также свысказалась по вопросу о состоянии и его наследстве: «Меня «вымораживает» все, что происходит с этим состоянием! Это смешно, прошло три года, а мой ребенок ничего не увидел из этого состояния».